Задачи предприятия, решаемые с помощью BI
Для предприятий аналогичного профиля, с дискретно-непрерывным циклом производства, существуют определенные классы задач, которые лучше решать в рамках BI. К ним относятся, в частности, анализ расходов, анализ доходов и анализ клиентской базы, а также управление пассивами и активами.
Анализ расходов производства помогает выявлять тенденции, планировать последующие продажи по продуктам, клиентам, подразделениям и, исходя из результатов сбыта, строить механизмы деятельности и производственные планы продуктовых подразделений. Благодаря использованию BI можно получить интегрированное представление о ходе и результатах производства и взять эту информацию на вооружение при формировании планов.
Анализ доходов актуален в любой временной отрезок деятельности предприятия, причем более всего востребован анализ в разрезе клиентов. Очень важно также иметь представление о распределении доходов по продукции, каналам предоставления и подразделениям. Анализ доходов в разрезе клиентов и продукции позволяет формировать “уникальные” предложения для каждого “уникального” клиента с целью максимизации прибыли в долгосрочной перспективе. Он способствует формированию ценовой политики, выделению сегментов, продукции, которые стратегически важны для него.
Управление активами и пассивами. С помощью BI можно проводить эффективный анализ активов и пассивов и управлять не только ими, но и мгновенной ликвидностью на основе инструментального и портфельного подходов. Эти задачи решаются при минимальных затратах на подготовку специальных данных и с учетом лишь ограниченного объема информации, собираемой из источников в подразделениях. Программный комплекс обеспечивает загрузку из информационных источников семи типов и позволяет формировать несколько десятков отчетов.
Анализ клиентской базы позволяет сформировать целевые сегменты клиентов и использовать эту информацию при продаже продукции. Целевые сегменты формируются на основе фирмографических сведений, финансовых показателей (например, оборота или прибыли), отраслевых признаков и других параметров клиентов.
Выделение сегментов прибыльных клиентов, нацеленное на их последующее удержание, является одним из наиболее важных вопросов. В частности, за счет более детальной сегментации подразделения маркетинга начинают лучше понимать потребности клиентов и могут использовать эти данные при проведении маркетинговых кампаний. Анализ клиентской базы и сегментация дают возможность приблизиться к реализации концепции индивидуального маркетинга и более эффективно применять систему управления взаимоотношениями с клиентами.
Системы BI образуют среду обучения, которая позволяет организациям более разумно вести свой бизнес. Для принятия стратегических и тактических решений используются три основных метода — отчет, анализ и прогноз. Стратегические решения предполагают анализ данных с целью долгосрочного планирования (на следующий квартал или следующий год) или управление деятельностью компании по реализации ее стратегических целей. С другой стороны, тактические решения нацелены на те действия, которые должны быть выполнены в ближайшее время (на следующей неделе или в следующем месяце). Тактические решения больше управляются процессом, чем стратегические.
Появление в BI аналитических инструментов, работающих в режиме реального времени (таких как панели инструментов, предупреждения, агенты и т.п.), позволяет анализировать в BI-системе данные, приближенные к реальным, в контексте исторических, интегрированных данных. За счет этого пользователи получают более полное и точное представление (сравнение по годам или сезонам) для принятия важных оперативных решений.
Аналитические средства
Выше, на рисунке, показан существующий ныне «аналитический ландшафт». Он отражает четыре основные категории аналитических инструментов, представленных в пересекающихся овалах. Поскольку большинство инструментов выступают в нескольких категориях, овалы пересекаются.
Преимущества эффективного управления средствами BI
Высшему руководству компаний все меньше нравятся проекты, которые много обещают вначале и заканчиваются почти ничем. Управленческий подход средствами BI, о котором рассказано в данном разделе, обеспечивает целый ряд важных преимуществ для тех компаний, которые хотят добиться более эффективного внедрения своими проектами в бизнесе. Это такие преимущества, как:
- рост осведомленности сотрудников о стратегической важности данных;
- адекватная оценка того, как изменения в бизнес-операциях и поддерживающих их данных могут сказаться на рисках компании;
- отход от дискретных бюджетов и переход к координированному финансированию и интегрированной разработке и внедрению систем;
- использование единого корпоративного процесса, который обеспечивает авторизацию всех изменений в бизнес-операциях;
- обеспечение того, чтобы все изменения бизнес-операций были направлены на снижение системных рисков с целью общего улучшения качества данных и целостности отчетности об эффективности работы.
Помимо всего прочего, Business Intelligence - это еще и инвестиции в бизнес. Управленческий подход обеспечивает высших руководителей компании схемой, позволяющей оценить адекватность их контроля за изменениями в бизнес-операциях, что, в свою очередь, имеет важное значение для целостности данных компании. Этим менеджерам высшего звена, ответственным за контроль важных данных о компании, недостаточно строить свою работу только на основе догадок о том, как изменения в бизнесе могут повлиять на корпоративные данные. Высшие руководители бурно развивающихся компаний обращаются с технологией управления изменениями как с хорошо сконструированной машиной, используя ее как стратегический инструмент обеспечения контроля и получения конкурентного преимущества.
Оперативная практическая аналитика и решение проблем
В любой корпорации операции и процессы изобилуют различными помехами, которые способны разрушить самые тщательные планы и снизить эффективность бизнеса. Оперативная аналитика, в задачи которой входит обеспечение менеджеров и сотрудников информацией, необходимой для принятия ежедневных решений, может сыграть существенную роль в повышении эффективности бизнеса, если эта технология поможет им в решении ключевых задач. Программные пакеты BI должны интегрировать все виды деятельности и инструменты, которые пользователи применяют для разрешения проблемных ситуаций, в том числе программные средства управления проектами.
Безусловно, полезно, если руководители высшего звена имеют инструментальные панели, которые показывают, насколько реальные достижения соотносятся со стратегическими или финансовыми целями. Но не менее важно для текущей оперативной деятельности, чтобы рядовые сотрудники имели показатели, указывающие на проблемные места и демонстрирующие, как их устранение поможет бизнесу.
Успех BI зависит от того, насколько эти средства позволяют постоянно удовлетворять потребности в данных. Сотрудники начинают со статических отчетов, затем они учатся видеть связи и закономерности, хотят узнать больше и предпринять определенные действия на основе полученной информации.
Анализ и прогнозирование
Анализ — компетенция бизнес-аналитиков, которые тратят довольно много времени, обрабатывая данные, создавая прогнозы, выясняя коренные причины различных проблем и тенденций в отрасли. Прогнозированием занимаются статистики или аналитики, знакомые со статистическими методами. Многие компании используют средства BI для создания прогнозирующих и других моделей, которые управляют критически-важными приложениями, например:
- для прогнозирования сбоев в работе производственных линий,
- для выявления случаев воровства и искажения данных,
- для предварительного поиска клиентов, которые могут откликнуться на конкретное предложение.
Аналитическая глубина. Хорошо известно, что организации добиваются более серьезных результатов от внедрения аналитической среды тогда, когда пользователи переходят от простой отчетности («Что произошло?») к анализу («Почему это произошло?»), затем к прогнозирующему анализу («Что произойдет завтра?») и к оперативному контролю («Что произошло только что?»). Однако это не означает, что все пользователи организации будут следовать по этому эволюционному пути. Важно, чтобы организация в целом развивалась и шла к более сложному уровню аналитики, извлекая тем самым максимум выгоды от вложения средств в BI.
Аналитическая широта. Чтобы воспользоваться всеми преимуществами аналитической среды, компании должны широко внедрять аналитические инструменты в работу всех сотрудников, а также клиентов и поставщиков. Преимущества BI растут пропорционально количеству пользователей системы. Чем шире используется такой продукт, тем больше выгоды он даст. Однако важно предоставить каждому пользователю соответствующие его деятельности инструменты. Неопытный пользователь, которому необходимо только раз в неделю просматривать стандартные отчеты, будет сбит с толку, если ему предложить сложный OLAP-инструмент или средство BI. Исторически все аналитические продукты были рассчитаны на продвинутых пользователей. Поэтому многие компании испытывают серьезные трудности, предоставляя своим сотрудникам эти приложения. Поставщики аналитических инструментов в последние годы достигли огромных результатов в плане обучения клиентуры.
Планирование
Большинство пользователей применяют инструменты отчетности и аналитики только для того, чтобы перегружать данные из Хранилищ или первичных систем в Excel. Сегодня предоставляются программные средства управления эффективностью бизнеса. Этим они подтверждают существование третьего измерения эволюции инструментов BI - слоя планирования. Сегодня поставщики BI предлагают продукты, гораздо теснее интегрированные с Excel. Также производятся инструменты бюджетирования и планирования, которые достаточно хорошо интегрированы с инструментами отчетности и анализа, создавая, таким образом, пакет средств управления эффективностью бизнеса (ВРМ).
Мониторинг
Но для большинства пользователей сегодня уже недостаточно простого сочетания отчетности, аналитики и планирования. Существующие инструменты затрудняют поиск нужных данных, но в то же время не гарантируют от возможности "потеряться" в огромных массивах информации. Инструменты планирования недостаточно хорошо интегрированы с аналитическими инструментами. То, что нужно большинству пользователей сегодня, - это слой мониторинга сверх инструментов анализа, отчетности и планирования. Такой слой должен объединять эти инструменты и обеспечивать простой в обращении интерфейс - инструментальную или оценочную панель. Такие наглядные интерфейсы позволяют бизнес-пользователям отслеживать или наблюдать за наиболее важными показателями, сравнивать фактическую эффективность с поставленными целями и устанавливать специальные сообщения, призванные уведомлять о случаях снижения эффективности ниже допустимой.
Сегодня большинство организаций используют различные инструменты BI для отчетности, аналитики, планирования и мониторинга, причем обычно эти инструменты не интегрированы. В идеале все эти инструменты работают согласовано, если в основе BI и данных лежит общая инфраструктура.
Например, слой мониторинга уведомляет пользователя с помощью специального сообщения, что эффективность в ключевой области снизилась ниже намеченных показателей. Пользователь может нажать на это сообщение (график) и углубиться в аналитический слой, чтобы исследовать глубинную причину проблемы или получить детальный отчет по продуктам (потребителям), являющимся частью этой проблемы или вопроса. Такое исследование осуществляется структурно и обеспечивает только те пути углубления в данные, которые имеют отношение к проблеме, поэтому пользователь не рискует "потеряться" в информации. Затем пользователи могут обратиться к слою планирования и обновить задачи или прогнозы, которые немедленно появляются на их инструментальной панели. У пользователей есть и другая возможность - подготовить анализ проблемы и ее влияния на стратегические цели для публикации на корпоративной оценочной панели.
Избавление от изолированных информационных структур
Еще сравнительно недавно практически все данные, доступные для бизнес-анализа, централизованно хранились в специальных компьютерах. Пользователям иногда приходилось буквально упрашивать IT-отдел предоставить доступ к данным; обычно это осуществлялось в форме объемных пакетных отчетов. С распространением распределенных систем и персональных компьютеров электронные таблицы предоставили пользователям прямой доступ к данным, хотя и в ущерб их качеству.
Персональные электронные таблицы, а также витрины данных и инструменты BI индивидуальных отделов привели к созданию так называемых изолированных информационных структур - приложений и источников данных, созданных для конкретных бизнес-функций или отделов, причем без возможностей для интеграции. Основное назначение BI - применение соответствующих технологий для того, чтобы в центре управления эффективностью бизнеса находились отделы и бизнес-функции.
При наличии системы BI в организации все работают на основе одних и тех же достоверных данных. Это является совершенно необходимым элементом для избавления от изолированных структур и поддержки организационных изменений. В результате менеджеры могут сразу реагировать на ситуацию и не тратить время на согласование данных друг с другом. В том случае, когда данные о клиентах хранятся в отдельных изолированных структурах, качество обслуживания потребителей снижается. Если конкуренты уже используют интегрированные данные и системы, то у них может появиться более цельное представление о клиентах. А это, в свою очередь, приводит к потере наиболее выгодных потребителей.
Появление качественных данных после внедрения BI
Инструментальные и оценочные панели, предоставляющие некачественные данные, не просто неэффективны - они подрывают доверие между бизнес-пользователями. Таким образом, успех BI связан с интегрированностью данных. Поскольку от качества данных может зависеть корпоративная репутация, бизнес-пользователи сегодня поддерживают проекты, направленные на решение этой проблемы.
Большинство организаций используют несколько источников данных для получения исчерпывающего представления о потребителях, процессах, факторах риска и эффективности. Одна из проблем, существующих сегодня - зависимость администрации корпорации от данных, предоставляемых ей компаниями-клиентами. Поскольку еще не во всех отраслях существуют общепринятые стандарты, данные могут подаваться в разнообразных форматах. Поля данных и терминология отличаются от компании к компании. Таким образом, компании, получающей данные от своих клиентов, приходится тратить много времени и ресурсов для повышения качества этих данных.